Современные подходы к организации воспитательного процесса.
Телегина Валентина Геннадьевна, Учитель математики, классный руководитель МБОУ «Парбигская СОШ», Бакчарский район, Томская область.
В настоящее время в рамках Национального проекта «Образование» одним из приоритетных направлений является усиление роли классного руководителя в школе. Он должен находиться в эпицентре инновационной деятельности образовательного учреждения. От классного руководителя ждут работы, наполненной новым содержанием, новыми технологиями проектирования воспитательного процесса. Деятельность классного руководителя в современном мире является важнейшим звеном в воспитательной системе учебного процесса, основным механизмом реализации личностно-ориентированного подхода к воспитанникам. Обусловлена она современными задачами, которые ставят перед учебным заведением государство, родители, современное общество – максимальное развитие каждого ребенка, сохранение его неповторимости, раскрытие его талантов и создание условий для нормального духовного, умственного, физического совершенства. Компьютеризация школы коснулась всех сторон её жизни, в том числе и работы классного руководителя, который может использовать ИКТ в воспитании и организации классного коллектива. Использование ИКТ позволяет оптимизировать воспитательный процесс, вовлекать в него обучающихся, как субъектов образовательного пространства, развивать самостоятельность, творчество и критическое мышление. Сегодня, пожалуй, ни один тематический классный час не проводится без компьютерной поддержки, причём презентации делают сами ребята, ищут в интернете материал по заданной теме, отбирают необходимый для данного классного часа. Как известно, новое - это хорошо забытое старое. Я бы хотела рассказать о такой форме воспитательной работы, как КТД (Коллективное Трудовое, Творческое Дело) Даже КТД + ИКТ. Результаты мероприятия, проведённого с учащимися оформляются, ими же, в виде фоторепортажа, видеоролика, клипа, затем на родительском собрании показываются родителям обучающихся, которые испытывают гордость за своих детей, при просмотре этих материалов. Это даёт большой позитив в общении УЧЕНИК-РОДИТЕЛЬ-КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ. Также можно всем классом принимать участие в различного уровня конкурсах, что стимулирует детей на качественное выполнение любого дела. Приведу примеры из опыта работы за последние 2 года. В 10 классе мы с учащимися приготовили и провели в рамках районного семинара учителей на тему «Нравственное и патриотическое воспитание учащихся в рамках Модернизации Образования» открытый классный час «Урок благотворительности». Ребята очень тщательно готовились к данному мероприятию, пересмотрели большое количество материала по меценатству в России и за рубежом, благотворительным фондам, волонтёрским движениям, которые за последнее время становятся всё более популярными в нашей стране. Ими была сделана замечательная презентация к классному часу. В процессе проведения классного часа я использовала, кроме ИКТ технологии, групповую форму работы, мозговой штурм, элемент технологии РКЧП – синквейн. В конце работы на классном часе было принято решение провести ярмарку благотворительности, а полученные от продажи деньги отдать на строительство храма в селе. Разработка этого классного часа была отправлена на областной конкурс методических работ «Творчество, Сотрудничество, Поиск», где была отмечена дипломом второй степени. Также я отправила разработку данного классного часа на vi международный конкурс «Уроки благотворительности», где она была опубликована на сайте, как одна из лучших работ. Ребята были довольны результатами проделанной работы и получили дипломы и сертификаты в своё портфолио. (Приложение 1) В начале этого учебного года в районе был объявлен конкурс видеороликов и фоторепортажей «Сделаем». Об этом конкурсе было объявлено на собрании школьников и мои ученики сами вышли ко мне с предложением принять участие в данном мероприятии. Мы позвонили главе нашего поселения, чтобы узнать какой участок села лучше убрать, он нам посоветовал и вот 15 сентября класс в составе 15 человек вышел и выехал на уборку отведённой территории. Все ребята работали с огромным энтузиазмом, как в старые добрые времена на субботниках. Проделанной работой все остались довольны! Результатом нашей работы стала очищенная, от лежавшего годами мусора, территория. Видеоклип, сделанный учащимися и видеоролик были отправлены на районный конкурс, где стали победителями конкурса! Также материалы были отправлены на региональный этап конкурса, где так же стали победители. Ребята получили вымпел «Лучшей команде», а классному руководителю досталась благодарность от Департамента природных ресурсов и окружающей среды Томской области. (Приложение 2.) В январе мы решили поучаствовать в областном конкурсе молодёжных объединений «Так просто быть добрым». Разработали программу мероприятий, отправили заявку и принялись за дело! Надеемся победить! Коллективное творческое дело — это уникальное и в то же время естественное социальное и педагогическое явление, которое может быть положено в основу всей деятельности коллектива. Как педагогическая технология коллективная творческая деятельность или отдельные ее элементы могут быть использованы педагогами и учащимися при подготовке и проведении различных форм работы Область действия и содержание КТД должны отвечать процессам обновления жизни страны. Школьники могут включаться в движение защитников экологии, памятников старины, устраивать праздники, создавать трудовые объединения и т.д. Главное, чтобы в этих делах детей и взрослых объединяли общие цели, общие жизненно важные заботы, а их отношения строились на принципах сотрудничества и сотворчества. Каждое дело - творчески, иначе - зачем? Каждое дело - с пользой, иначе - зачем? Каждое дело - людям, иначе - зачем? Воспитывая высокообразованную, культурную, творческую и социально-активную личность необходимо понимать и постигать мир прекрасного, не забывая о радостях жизни, эстетически формировать мышление и чувства ребят, их отношение к Родине, к природе, к обществу, к труду, к семье, к самому себе, формировать жизненные представления по законам красоты. Такой подход позволяет осуществить гармоничный переход через красоту к сопереживанию, через сопереживание к отзывчивости, через отзывчивость к активным социальным действиям.
|