Элективный курс
«Математика и криптография»
Разработчик:
учитель математики
высшей квалификационной категории
Телегина Валентина Геннадьевна
Пояснительная записка
Математике принадлежит ведущая роль в формировании алгоритмического мышления, развитии умений действовать по заданному алгоритму и конструировать новые. В процессе решения задач по криптографии(кодированию информации) развиваются творческий и прикладной аспекты мышления.Курс рассчитан на 8 часов. Программа предполагает изучение таких вопросов, которые не входят в школьный курс математики, но закладывают основы для дальнейшего его изучения, а также повторяют на его основе знания о геометрических преобразованиях плоскости.Такой подбор материала преследует две цели. С одной стороны, это создание базы для развития способностей учащихся, с другой – восполнение некоторых содержательныхпробелов основного курса.Включённый в программу материал может применяться для разных групп школьников за счёт обобщённости знаниевого компонента и его производности от базового уровня.Программа ориентирована на практическое применение и обладает достаточной контролируемостью.
Цель: На популярном, практическом, игровом уровне познакомить учащихся с применением математики для решения задач кодирования и декодирования.
Задачи:1. Формирование элементарных навыков работы с матрицами.
2. Включение учащихся в поисковую деятельность, как фактор личностного развития.
3. Развитие коммуникативных навыков в процессе практической и игровой деятельности.
Виды деятельности учащихся
Анализ текстов художественной литературы, где приведены кодирование и декодирование информации.
Составление собственного шифра на основе различных самосовмещений квадрата.
Устные сообщения учащихся о своей работе.
Практикум по кодированию и декодированию.
Написание творческой работы.
Подготовка карточек-заданий для одноклассников.
Любые 2 вида работы являются обязательными.
Критерии успешности данного курса:
1.Использование интернет-технологий
2.Выполнение двух работ по кодированию и декодированию.
3.Выполнение проектной работы по криптографии
Тема |
часы |
Основные понятия |
Технология реализации |
Постановка задачи |
1 |
Кодирование, декодирование, шифры |
Беседа |
Матричный способ |
2 |
Матрица |
Урок - практикум |
Самосовмещение квадрата |
2 |
Центральная и осевая симметрия |
Беседа, практикум |
Знакомство с другими методами кодирования и декодирования |
2 |
Способы придумывания шифров |
Семинар |
Дидактическая игра «Расшифруй-ка» |
1 |
|
Игра |
Оформление результатов деятельности |
- |
|
Конференция |
Используемая литература.
«Математика»Автор Козина М.Е. Издательство «Учитель» 2009 год.
Интернет-ресурсы
|